Азбука безопасности
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Огромная работа по воспитанию безопасного поведения проводится в дошкольных учреждениях с использованием различных приёмов и методов, что способствует постепенному повышению уровня формирования элементарных правил безопасного поведения детьми и выполнению правильных действий при возникновении опасных ситуаций. Также значимой является проблема создания условий и в семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений
«Воспитание безопасного поведения у детей»
Начавшийся ХХI
век, к сожалению, для нас, взрослых, для родителей,
для наших детей – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне.
Теракты с многочисленными жертвами детей, стариков, заказные убийства, разгул
бандитизма, кражи детей, увеличения частоты
проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и
катастроф, отсутствие навыков
правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё или
почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Поэтому
возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего
поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и
здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом
должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах
жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием
двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые,
сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности,
нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Огромная работа по
воспитанию безопасного поведения проводится в дошкольных учреждениях с
использованием различных приёмов и методов, что способствует постепенному
повышению уровня формирования элементарных правил безопасного поведения детьми
и выполнению правильных действий при возникновении опасных ситуаций. Также
значимой является проблема создания условий и в семье, позволяющих ребёнку планомерно
накапливать опыт безопасного поведения.
Как
обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в
различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений.
Для
того, чтобы ребенок не растерялся и
принял правильное решение, необходимо:
×
во-первых,
дать определенный объем знаний об
общепринятых человеком нормах поведения;
×
во-вторых,
научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации,
помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в
парке, в транспорте;
×
в-третьих,
развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
При
этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет
объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и
что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так.
Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым
лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Пока
дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не
задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка
от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни
на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни
семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к
самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом
надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.
Нельзя
упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка,
касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой.
Учитывая этот факт, постараемся дать вам
некоторые советы и рекомендации.
Для приобщения
ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:
1.
Последовательности:
Во избежание ситуаций, опасных для собственной
жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры
мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и
последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается
на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую
работу следует проводить уже с раннего
возраста.
2.
Воспитание собственным примером:
Свои
наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным
нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка
следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как
вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и
правилами поведения - главный фактор воспитания и дисциплинированного
поведения. ( Например, наезды
транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы. Именно родители
нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак
светофора, перед близко идущим транспортом и т.
д.)
Поэтому
здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей.
3.
Соответствие формы обучения возрасту ребёнка:
Целесообразность
того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а
также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен
соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения
той или иной информации в различных его формах.
4.
Включённость обучения в контекст повседневной жизни:
Знания должны
стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является
практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского
мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые обязаны закреплять эти знания на практике,
расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие
подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т.
д.
5.
Поощрения
ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность
окружающих:
Необходимо
приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не
всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может
обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но
надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для
него эмоционально окрашено и может применяться практически.
Исходя
из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие виды работы в семье по воспитанию
безопасного поведения детей:
Ознакомление
через произведения художественной литературы:
×
загадок,
сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.;
×
стихов
Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.;
×
рассказов
В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М.
Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было
беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»;
×
рассматривания
иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.;
×
рассматривания
плакатов, наборов открыток и др.
Очень
важно родителям побеседовать с ребенком о прочитанном произведении, уточнить
мнение ребенка о поступке героев.
Игровая
деятельность:
×
дидактические
игры: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно
вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет»,
«Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».
×
подвижные
игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята»,
«Огонь», «Раз, два, три, что может быть
опасно – найди».
Наблюдения и
экскурсии:
×
на
их протяжении обсуждайте с ребёнком
возникающие ситуации, находя вместе с ребенком правильный выход.
Особое значение для овладения ребёнком азбукой дорожного
движения приобретают прогулки взрослых с детьми, в процессе которых можно обучать умению ориентироваться
в дорожной обстановке, понимать и соблюдать требования безопасности. С этой целью
полезно комментировать путь из детского сада, указывая, где и как переходить
улицу, с какой стороны обходить стоящий трамвай, обращать внимание ребёнка на
участки с интенсивным движением, а также места, где останавливается
общественный транспорт. У детей дошкольного возраста следует вырабатывать
привычку держаться подальше от любого предмета, мешающего осматривать обе
стороны дороги, не убедившись в безопасности перехода.
Совместная
творческая деятельность детей и родителей.
Полученные
ребенком знания желательно отражать в рисунках, поделках, закреплять в
играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций.
Например,
родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят
красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы.
Закрепление знаний правил дорожного
движения возможно, взяв на себя роль
полицейского-регулировщика, водителя транспортного средства, пешехода.
Воспитание детей в русле
ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих,
формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм
и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все:
и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий